Полезное

Правила оформления покупки дачного участка в Украине

У людей не редко возникает вопрос: как правильно зарегистрировать право передачи собственности на дачный участок. Оформление покупки дачного участка имеет свои нюансы, давайте разбираться.

Документы для оформления сделки купли-продажи дачного участка с домом

При заключении сделок по купле-продаже дачных участков с домом особое внимание нужно обратить на документацию, предъявляемую продавцом. У него может быть только одна уважительная причина, обуславливающая отсутствие свидетельства: если в право собственности он поступил после 15 июля 2016 года. С этого момента выдача свидетельств в Росреестре была отменена, вместо нее выдается выписка из ЕГРП.

Довольно распространены сделки по покупке дачи по садовой книге. но отсутствие у продавца свидетельства о собственности говорит только об одном: он фактически не является владельцем участка и дома, а только пользовался им. Такое соглашение не заменит процедуру купли-продажи, так как у покупателя в конечном итоге не возникнут права собственности на дачу.

Хотя покупатель после переоформления садовой книги сможет пользоваться участком, но вот подарить или передать по наследству его он не сможет. Если у продавца нет свидетельства на участок, то наиболее вероятным его владельцем является государство.

Даже если предъявитель садовой книги обещает вам, что потом вы сможете приватизировать землю и стать полноправным собственником, практически это никто не может гарантировать. Может оказаться, что земля не может быть отчуждена у государства и вернуть деньги за такое соглашение не получится. Все юристы однозначно не рекомендуют покупку по садовой книжке, так как такое соглашение отличается повышенными рисками!

У покупателя есть возможность запросить у продавца дополнительные документы, позволяющие ему убедиться в юридической чистоте сделки. Это, в частности, выписка из ЕГРП, в которой указано владельца земли и дома. Срок выдачи такого документа не должен быть больше месяца. Также из этого документа можно убедиться в отсутствии арестов и обременений в отношении дачного участка. Это может быть решение суда, акт приема-передачи земли, договор купли-продажи, завещание, свидетельство о праве на наследство и т.д.

В список документации также должны входить кадастровый паспорт участка земли с его планом. Данные из этого документа прописываются в договоре купли-продажи.

Кроме того, если данные объекты находятся на территории соответствующего сельского, поселкового или городского совета, то подаются документы, указанные статьей 31 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и пунктом 43 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременение. Данными нормами предусмотрено, что если дачные, садовые дома были закончены строительством до 5 августа 1992 г. и находятся на территории соответствующего сельского, поселкового или городского совета, которые в соответствии с законодательством осуществляли ведение похозяйственного учета, то на такие объекты можно зарегистрировать право собственности за условия, что они не были зарегистрированы раньше.

Для этого необходимо представить следующие документы:

1) выписку из похозяйственной книги, издаваемой исполнительным органом сельского совета (при его отсутствии – сельским председателем), поселкового, городского совета или архивным учреждением;

2) документ, удостоверяющий вещное право на земельный участок под таким объектом, кроме случая, когда такое вещное право зарегистрировано в Государственном реестре прав. Таким документом может быть решение соответствующего совета о передаче (предоставлении) земельного участка в пользование или собственность.